Как удвоить жизненную энергию?

Подпишитесь здесь и получите бесплатно детальные инструкции про то, как поднять вашу энергетику и жизненный тонус на 263%!


Традиция колыбельных песен

Дата добавления: 2010-04-10

Всем привет, это передача Кроличья нора, я ведущая Саша Кроликова, сегодня у меня в гостях эзотерик, сказкотерапевт Лариса Кузнецова. Здравствуй, Лариса!

- Привет.

- Сегодня мы будем говорить о традиции колыбельных песен. Традиция петь колыбельные уходит глубоко в века. Можно проследить исторически, когда она появилась?

- Вообще говоря, колыбельные – это одна из немногих живых традиций. Никто не может сказать точно, когда она началась, но известно, что у всех народов мира и во всех культурах эта традиция присутствует. При этом колыбельная никогда не требует каких-то инструментов для своего исполнения, исполняется только голосом. Обычно ее поет мать, или мамки-няньки, и обычно колыбельная имеет своим субъектом ребенка. Хотя колыбельные песни могут и влюбленные друг другу петь, и бывает, что для больных членов семьи ее исполняют, но об этом мы чуть позже поговорим, - какое воздействие она оказывает на человека.

- Это как-то связано с биоритмами сна, с фазами сна,? Потому что ведь колыбельную поют, не просто так, а чтобы маленький человек успокоился, уснул…

- Да, это одна из самых очевидных функций колыбельных, - успокоение, погружение в сон. Но не единственная. И с биоритмами это действительно связано, - не знаю, насколько сейчас имеет смысл углубляться в теорию биоритмов…

- Ну, вкратце, что такое биоритм сна.

- Сегодня исследователи выделяют пять, - но некоторые сводят их к четырем, - основных биоритмов человеческого мозга. Нас интересует применительно к колыбельным тета-ритм. Это биоритм, который активируется в состоянии гипноза, мечтания, - в таких вот промежуточных состояниях сознания. То есть, скажем, если дельта – это биоритм глубокого сна, альфа – биоритм спокойного бодрствования, а бета – это ритм активной мозговой деятельности, то тета – это самое малоизученное состояние головного мозга. В этом состоянии очень некритически воспринимается любая информация, - фактически она, минуя любые барьеры, идет прямиком в подсознание человека. Эта информация может человеком совершенно не осознаваться, но она действует.

- Знаю, что есть такая гипотеза, что человек вообще очень хорошо информацию запоминает в этом состоянии, - наверное, это какое-то гипнотическое состояние, этакого полусна? – и вот человеку начинают читать лекции, он потом просыпается и якобы на память все это может воспроизвести, это где-то откладывается. Так ли это?

- Да, гипотеза такая есть и исследования такие проводились, и в 1964 году у нас в России они проводились – и действительно, показали очень хорошие результаты. Так, оказалось, что когда человек уже совершенно засыпает, то есть в стадии глубокого сна, он практически ничего не запоминает. Но на начальных стадиях сна, - дремота и поверхностный сон, - человек запоминает действительно очень много, и запоминает хорошо. В ходе эксперимента группа изучала английский язык, так обучаемость оказалась в 2-3 раза выше, чем у контрольной группы, и когда через несколько месяцев проверили, что студенты запомнили – оказалось, что все слова эти у них в памяти прекрасно сохранились. И это как раз восприятие информации на стадии преобладания тета-ритма.

- Если мы говорим о такой усвояемости информации в этой стадии, имеет ли смысл говорить о некоем лингвопрограммировании, - то есть, человеку в младенческом возрасте мама поет колыбельную и вкладывает в него некую программу, программирует его на дальнейшую жизнь, на успех, на счастье?

- Действительно, есть такая теория, ее придерживается, скажем, исследователь Ирина Карабулатова. Так, она приводит в пример народность ханты, в которой мать сочиняет индивидуальную колыбельную для своего ребенка, только этому ребенку ее поют, и эта песня потом всю жизнь служит оберегом для ребенка.

- Я знаю еще, что есть такая поговорка у какой-то из народностей, - про человека, который жестокий и бессердечный, говорят, что ему мать колыбельных не пела.

- Ну, тут уж кто знает, пела ему там мать колыбельные или нет, - но поговорка показательная.

- Значит, это лингво-программирование имеет смысл, не стоит его сбрасывать со счетов?

- Одной из функций колыбельных, кроме успокоительной и усыпляющей, является включение ребенка в общекультурный контекст. А функция обучающая и программирующая – возможно. Хотя бы если мы принимаем, что информация в этом состоянии воспринимается некритически и если мать постоянно ребенку поет – вырастешь большой, будешь хороший, добрый, сильный, будешь делать то-то и не делать се-то - собственно, здесь вполне может быть и программирование.

- Я еще знаю, что часто различаются колыбельные для мальчиков и для девочек, что девочке поют, что вот вырастешь, будешь хозяюшка, - а мальчику поют: вырастешь, будешь охотником…

- Да, в прошлом российские и потом советские исследователи воспитательную функцию колыбельных выводили на первый план. Во всяком случае, эта теория господствовала с самого начала исследования колыбельных в России, - то есть, с середины 19-го века до середины 20 века как минимум.

- А есть ли какие-то национальные особенности у колыбельных песен?

- Про национальные особенности колыбельных вообще довольно сложно судить, потому что – да, можно прослушать разные колыбельные, что, собственно, мы и делаем на протяжении всей передачи, - но все равно, одна из функций колыбельных – это включение ребенка в культурный и социальный контекст. Скажем, в одном из исследований сравнивались немецкие и русские колыбельные. Вообще говоря, предполагалось, что поскольку функция усыпительная основная, она везде такая, - то и колыбельные везде очень похожи. Но к удивлению исследователей оказалось, что колыбельные в самом деле очень разные. Конкретно, русские и немецкие колыбельные, - казалось бы, народы веками жили рядом, постоянно коммуницировали, - и все равно, совершенно разные и ритм колыбельных, и лад. Еще очень интересно, что у немцев, в отличие от русских, - по имени ребенок в колыбельной не называется – так и говорят «дитя», «спи, дитя»…

- А почему?

- Петри Эльвира Корнеевна, которая как раз и исследовала в сравнении немецкие и русские колыбельные, - так вот, она считает, что это связано с культурным контекстом. В России важнее роль семьи, рода, она тяготеет к семье и к личностной роли человека, - а в Европе важнее социальная роль, потому что в Европе цеховые, профессиональные объединения образовывались очень давно по сравнению с Россией, - там и города стали образовываться еще в античность, раннее средневековье только лишь продолжило эту тенденцию – в отличие от России. И соответственно ребенок, он также является носителем определенной функции, - есть башмачник, есть охотник, а есть ребенок. И к нему обращаются как к ребенку и ему объясняют его функции. Потом в немецких колыбельных очень много сигнальных интонаций, опять же это связывается с тем, что люди жили в городах, и постоянно били колокола, часы и прочие сигналы точного времени, - то на службу, то со службы, то на работу, то с работы, они постоянно были окружены этими звуками. А в российских этого практически нет. Или лес – совершенно разное восприятие леса, в русских лес – опасная, враждебная среда, а в немецких ближе к нашему «садочку» - место для прогулок. Но историко-культурное различие, и колыбельная включает ребенка в общий культурный и социальный контекст именно своего народа.

- Я знаю такие выражения употребительно к колыбельным как «колыбельная-заклинание», «колыбельная-оберег». О чем идет речь?

- Вообще слову над колыбельной издревле придавали функции заклятия, заклинания, и многие исследователи прослеживали связь между колыбельными и заговорами. С другой стороны, санкт-петербургский исследователь Головин Владимир Вадимович, - напротив, считает, что при всем внешнем сходстве у этих двух форм есть ряд очень серьезных отличий. Здесь вообще сложно судить, - возможно, какая-то конкретная мать вкладывает какие-то благопожелания и какие-то программирующие вещи в свои колыбельные, также в каких-то культурах может быть это больше выражено, в каких-то меньше.

- А еще ты замечала, колыбельные же практически все закольцованы. То есть, идет какая-то история, которую рассказывают, поют человеку маленькому, и все это повторяется по кругу, и вводит, как мне кажется, в состояние транса, по сути.

- Дело в том, что при этом идет еще и выравнивание биоритмов у взрослого и у ребенка…

- Что значит выравнивание биоритма? То есть, на протяжении целого дня он скакал, бодрился, занимался разного рода деятельностью и его надо успокоить?

- Да, в том числе. Вообще есть такое направление, оно вообще считается перспективным, его исследуют, – выравнивание биоритмов. И выравнивать их можно разными способами, - ведь у человека может быть разная ведущая система восприятия, визуальная, аудиальная, кинестетическая, - и можно, задавая ему ритм разными способами через эти системы, в том числе с помощью музыки, с помощью каких-то импульсов, подаваемых на кожу, похлопывания, покачивания либо с помощью зрительных импульсов, - можно человека перевести в определенный биоритм и в соответствующее состояние сознания. И в колыбельной во всяком случае задействованы две из трех систем, - это аудиальная, колыбельная вообще поется успокаивающем ритме 4 на 4, причем ритм выравнивается и у поющего, и у слушателя. Плюс еще ребенка покачивают, похлопывают в этом же ритме, - то есть, у него еще и кинестетическая составляющая включается. Вот с визуальным не выходит, потому что закрыты при этом глаза, - однако исследования показали, что стоит человеку закрыть глаза, и в его мозгу сразу активируются альфа-волны. То есть, стоит только закрыть глаза на какое-то время, и человек переходит из состояния повышенной готовности, активной мозговой деятельности в состояние спокойного бодрствования, откуда уже недалеко и до засыпания.

- А есть ли существенное различие между сном ребенка, или даже младенца, - и сном взрослого человека?

- Начнем с того, что ребенок, конечно, намного больше взрослого спит. Кроме того, у новорожденных доля быстрого сна занимает 50%, в то время как у взрослых она занимает порядка 20-25%, то есть вдвое меньше.

Тут немного расскажу про фазы сна. Засыпающий человек проходит через все биоритмы, - начиная от дневного бодрствующего сознания, от бета-ритма, переходит в альфа-ритм, потом переходит в тета-ритм – в этот момент как раз, на этом этапе, на него и воздействуют колыбельные песни. А потом он уходит в фазу дельта-ритмов, глубокого сна без сновидений. Но что интересно, - что через некоторое время у него обратно начинает раскручиваться этот цикл, то есть он полежал, поспал в этой дельта-фазе, - и опять переходит в тета-ритм, это пятая стадия, так называемая стадия быстрого движения глаз. В этот момент у спящего человека начинают двигаться глаза за веками, - именно во время этой стадии человек видит сновидения.

- То есть, если у человека дергаются веки, - это значит, что ему сейчас что-то снится?

- Да, именно так. Правда, не так давно исследователи выяснили, что и на других фазах люди на самом деле видят сновидения, но тем не менее, если человека разбудить на фазе быстрого сна, то от практически наверняка расскажет о том, что видел в это время сон.

- Возвращаясь к колыбельным, кроме «колыбельной-заклинания» есть еще термин «колыбельная-медитация». Опять-таки связанный, наверное, с закольцованностью, повторением одних и тех же слов, с определенной ритмикой… с успокоением, наверное…

- Да, конечно, одна из основных функций колыбельных, которую отмечают абсолютно все исследователи и которая наиболее очевидна, - это успокоение и погружение в сон. Тут сложно сказать, есть ли прямая связь с медитацией… хотя вообще исследователи выяснили, что при медитации как раз максимальная активность этих тета-ритмов, которые также очень выражены при засыпании...

- Я знаю, что одна из сложностей с медитацией заключается в том, что нужно сохранять состояние бодрствования, при этом абсолютно перестать думать, концентрироваться на дыхании – и тут главное не заснуть, потому что многие люди начинают медитировать и засыпают. Вот как удержать это состояние, известно? Что-нибудь можешь посоветовать?

- Посоветовать вряд ли что-либо смогу, это только с практикой приходит, - собственно, почему тета-ритм, и это состояние в целом, одно из самых малоизученных – именно потому, что его сложно долго удерживать. Человек просто соскальзывает в сон, то есть у него начинают преобладать дельта-ритмы и он засыпает.

- А если научиться контролировать это состояние – что это может дать, какие очевидные плюсы?

- Вообще основной плюс – это расширение сознания, при этом человеку приходят парадоксальные, вне-логические идеи, ощущения. В принципе медитация на этом и построена, и говорят, что при приеме ЛСД тоже сходная картина, шаманские всякие практики еще, или дыхательные практики, которые С. Гроф впоследствии использовал как замену ЛСД.

- Мы еще говорили о музыке, музыка и колыбельная. Почему не обязательна музыка, колыбельную достаточно исполнять голосом?

- Я думаю, что это с функциональными особенностями колыбельной связано, потому что при этом качали ребенка и сложно при этом параллельно еще и играть, скажем на свирели, - опять же, не все умеют играть на инструментах, или их может не быть в наличии, а напеть худо-бедно колыбельную может, наверное, любой человек при желании.

- А бывают колыбельные без голоса, только музыка?

- Тогда это уже не будет колыбельной, это будет просто музыка для успокоения и расслабления. А колыбельная песня – это совершенно определенный жанр, она предполагает определенные словесные формы, которые поются на определенный совершенно ритм, используются определенные речевые обороты…

- Да, там много очень уменьшительно-ласкательных суффиксов, и причем уменьшаются, смягчаются даже формы глаголов, появляются новые слова, которые даже в речи-то особо не употребляются, - в колыбельных они есть…

- Да, причем они в таком виде используются у очень многих народов, – это действительно так.

- Есть какое-то принципиальное отличие между колыбельными востока и колыбельными запада, - например, японскими и русскими?

- Да, конечно, колыбельные различных народов отличаются друг от друга. Вообще, если мы примем эту теорию, что колыбельная несет во многом адаптационную функцию, - что она адаптирует ребенка к своей культуре и в первую очередь к своему языку, что он как бы впитывает в себя слова и формы слов, повторяемые многократно и он их слышит много-много раз на протяжении многих месяцев и лет, – то уже даже из этого естественно вытекает то, что отличия есть. Естественно, таким образом человек начинает совсем по-другому воспринимать язык, - у него возникает интимное чувство родного языка, как многие исследователи сейчас считают, в том числе и с помощью колыбельных.

- Мне понятна функция колыбельных для младенцев – что развивается фантазия, развивается восприятие, как-то человек фантазирует свою будущую жизнь и в течение жизни потом начинает ее строить в соответствии со своими образами…

- Еще и общение с матерью, это тоже очень важная функция колыбельной, - ребенку же не просто что-то там напевают без слов, ему же что-то говорят, и это очень важно для ребенка. Он привыкает в том числе к языку как средству коммуникации между людьми, постепенно начинает в речевом потоке различать фразы и слова, - это очень важно.

- А как колыбельные могут помочь взрослым людям? Потому что я знаю, что есть такое новое направление в музыкотерапии, когда взрослым людям поют колыбельные и как-то это поправляет их психическое здоровье …

- Что касается воздействия на взрослых людей – да, в последние годы во многих зарубежных странах аудиозаписи национальных колыбельных песен пытаются использовать как терапевтическое средство. И исследованиями подтверждается, что усиливается обезболивающее действие лекарств (их требуется существенно меньше, чем без колыбельных), люди начинают нормально засыпать без снотворных. Кроме того, с помощью колыбельных лечатся определенные психологические расстройства, скажем, синдром недостатка внимания. Он возникает в том случае, когда ребенку мать, родители уделяли не так много внимания, как ему бы хотелось и было нужно. И вот такие расстройства, - потому что они ведь впоследствии отражаются на человеке, - они корректируются с помощью колыбельных. Оказалось, что человек, который слушает колыбельную, чувствует защищенность, уверенность, - он как бы возвращается в детство и получает там недополученное от родителей, и при этом какие-то стрессовые ситуации там самоуничтожаются, человек погружается в такое состояние, когда регенерация психики повышенная. Он как бы возвращается в детство обратно – туда, где ты заснул, а наутро просыпаешься уже совсем новым человеком. С этим же, возможно, связано такое интересное явление, как смертные колыбельные…

- О чем идет речь?

- Смертные колыбельные – они распространены по всему земному шару, абсолютно без исключений, хотя поют их очень редко относительно других колыбельных. При этом в колыбельной ребенку буквально желают смерти, например:

баю-бай, баю-бай,
завтра Ванечка помрет,
будем Ваню хоронить,
в большой колокол звонить.

Вот не сочетается это с программирующей функцией колыбельных, и вообще необъяснимое такое явление, - но как считает та же Ирина Карабулатова, которой я задавала этот вопрос, - она предполагает, что здесь имеется в виду именно глубокая очень трансформационная функция. Хотя не все, конечно, исследователи сходятся, – было такое направление, которое считало эти смертные колыбельные средством эвтаназии, - поют их слабому, болезненному и нежеланному ребенку, и он спокойно и безболезненно умирает. Но вообще это какой-то странный способ, с нежеланными детьми вообще не слишком церемонились еще совсем недавно (да, собственно, и сейчас не слишком). Так что все-таки большинство современных исследователей считает, что эти колыбельные несут трансформационную функцию и ребенка программируют оставить старое в одном дне и возродиться в другом.

- А есть вообще принципиальная разница, если ребенку поют на ночь колыбельную или ему читают сказку? По сути же функция одна: успокоить, чтобы человек уснул…

- На самом деле, в колыбельных есть музыка, и это серьезное вообще отличие. Кроме того, колыбельная намного проще и лингвистически, и намного меньше связана с каким-то логическим восприятием, - хотя, конечно, в любом случае, сказка это скорее образное, метафорическое и символическое, правополушарное восприятие, но колыбельная все равно несоизмеримо проще, она воздействует в первую очередь на архаические пласты сознания и предназначена для человека, совершенно еще неразвитого в плане словесном и культурном.

- Так достаточно тогда бессловесного напевания на четыре четверти…

- Все-таки во всех культурах колыбельная – это песня, причем со своим оригинальным образным рядом – в русских колыбельных это бука, волк, котик, который придет колыбелечку качать, - и так же везде есть определенное количество персонажей, определенное количество событий, в песне обязательно обращаются к ребенку, - где-то по имени, где-то без имени, его корят за какие-то проступки или наоборот за что-то хвалят, сравнивают с кем-то – и таким образом ребенок получает очень значимую для себя информацию об окружающем мире, ему называют и маму, и папу, и дедушку с бабушкой, и двор, и котика, и лошадку и так далее.

- Подытоживая наш разговор, - наверное, не стоит людям засыпать перед телевизором, потому что там можно такого наслушаться, в этих пограничных состояниях, что когда проснешься, будет очень-очень страшно и сложно жить. То есть, если хочешь спать, то надо включать либо колыбельные, либо вот то, что предлагают эзотерические магазины – шумы природы, пение птиц, море, и будет у тебя хорошее здоровье, психическое и физическое, и вообще будет в жизни счастье.

У нас была очень интересная передача, большое спасибо, Лариса, что ты пришла, - напоминаю, что у нас в гостях была сказкотерапевт и эзотерик Лариса Кузнецова, исследователь традиции колыбельных песен, - а я Саша Кроликова, до свидания, пока.

Источник: http://elri.name     Просмотров: 3582

Комментарии к этому материалу:

Добавить комментарий

Введите сумму чисел с картинки:

=  

Популярное:

Самый простой способ управлять своим временем

Что делать, если муж зарабатывает меньше жены?

Кто такие неудачники?

11 способов произвести хорошее впечатление

Нетрадиционные рецепты успеха

Тренировка для улыбки

Счастье человека зависит от того, сколько денег он тратит на других

13 главных законов эффективного управления временем

Раздражает работа? Измените свое отношение к ней!

А правда ли, что эти все мечты мои?

Чем ниже у мужчины голос, тем он лучше в постели

Анна Фрейд

Пять лекарств - даосская притча

Ревнивцев больше интересуют мужчины, чем женщины

Что ищем, то и находим

Наверх



Поиск по сайту


Rss-лента
RSS-лента

Подписаться

Что такое RSS?

От Автора

Об авторе

Заметки автора

Архив

2012-10

2012-09

2012-08

2012-07

2012-06

2012-05

2012-04

2012-03

2012-02

2012-01

2011-12

2011-11

2011-10

2011-09

2011-08

2011-07

2011-06

2011-05

2011-04

2011-03

Весь архив

Карта сайта